- Покаяние
-
ПОКАЯ́НИЕ — христ. таинство, участие в к-ром означает для верующего полное разрешение от грехов и возвращение в состояние дух. чистоты. Так преодолевается "отчуждение" между Богом и чел., постоянно происходящее по вине последнего и препятствующее его дух.-нравственному развитию. П. не совершается "автоматически", но является действительным при сочетании неразрывно связанных между собой двух факторов. Первый из них безусловен и определяется сверхличностным авторитетом совершающего таинство епископа или, в настоящее время, заменяющего его священника (Мф 16:19, 18:17—18; Ин 20:21—23), второй субъективен и определяется внутр. состоянием исповедника. Для получения разрешения грехов необходимо: 1) искренно сознавать свою греховность перед Богом, 2) иметь твердую веру в милосердного Христа Спасителя, невидимо присутствующего перед кающимся, 3) чистосердечно раскаяться в своих грехах перед духовником с твердым намерением стараться не допускать в дальнейшем их повторения. В древности таинство П. не заключалось в одной только тайной исповеди, вошедшей в практику Церкви в своем современном понимании далеко не сразу. Свидетельства Нового Завета (Иак 5:16) и раннехристианских источников указывают на публичную исповедь. К 5 в. появляются свидетельства об исповеди не только перед всей церк. общиной, но также перед духовником, однако литургич. свидетельства о переходе с публичного на тайный чин П. не сохранились. Непостоянен был и статус духовника. Симеон Солунский (ум. 1429), посвятивший описанию П. целый раздел своих "Разговоров", свидетельствует, что в его время исповедь не связывалась с причащением и что духовниками назначались и "простые монахи", не имеющие рукоположения. Поэтому и в текстуальном плане современное "Последование исповедания" — позднего происхождения. Полный церк. текст фиксируется греческим Евхологием венецианского издания 1692 (до этого — лишь научным изданием Я. Гоара. 1638). Ранее его заменяли отдельные молитвы покаянного хар-ра, вне связного чина. Изучение истории формирования исповеди в России также показывает, что "рукописный и старопечатный чин исповедания совершенно отличен от нынешнего по своему составу" (Каратыгин И. Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных Требников, принадлежащих Б-ке С.-Петербургской Дух. Акад. // Христ. чтение. 1877. № 3/4. С. 423). Первопечатный рус. Требник содержит пространный "Чин исповеданию православным царем и князем, и всем православным християном" (М., 1623. Гл. 17), завершающийся молитвой "разрешити сына духовного" ("Боже Святый, иже милости источник..."). В Евхологии (Требнике) 1658, редактированном патр. Никоном, чин исповеди, претерпевший существ. изменения, в основном следует греч. образцам, а в качестве разрешительной появляется молитва "Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиво и щедре...", заимств. из "Евхологиона" Я. Гоара. При переиздании Требника в 1671 справщики, находившиеся под влиянием схоластической традиции, прибавили к этой молитве т. н. "Совершение тайны святого покаяния" ("Господь и Бог наш Иисус Христос...") — разрешительную формулу католич. происхождения (из "Евхологиона" Петра Могилы), к-рая удерживается в рус. Требниках до наст. времени, вступая в противоречие с др.-рус. и совр. греч. правосл. традицией.
Лит.: Соч. блаженного Симеона, архиеп. Фессалоникийского // Писания Св. Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения. СПб., 1856 (М., 1994); Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Вост. Церкви: Опыт внешней истории: В 3 т. Одесса, 1894 (репринт. изд. М., 1995); Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви 16 в. Казань, 1884. С. 322—353; Успенский Н. Д. Коллизия двух богословии в исправлении рус. богослужебных книг в 17 веке // Богослов, тр. М., 1975. Сб. 13. С. 164—168; Арранц М. Ист. заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям Греч. Евхология. Л., 1979. С. 77—102.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.